alex_mistch (alex_mistch) wrote,
alex_mistch
alex_mistch

Categories:

История танкостроения Швеции. Часть первая (1920 - 1945 г.).

- "А зачем нам, как нейтральной стране, которая не планирует ни с кем воевать, танки?"
- "Исключительно для того, чтобы оставаться НЕЙТРАЛЬНОЙ страной."

Из обсуждения в парламенте вопроса финансирования создания танковых подразделений шведской армии. 1921 г.
Появление танков на полях сражений 1 Мировой войны не прошло мимо шведских военных, тщательно следивших за ходом боевых действий, в том числе и для поиска путей модернизации шведской армии. Впервые вопрос о покупке танков встал в 1918 г. - планировалось приобрести английский танк для изучения, однако сделка сорвалась из-за отказа шведского парламента финансировать закупку - цена вопроса была 40000 крон.


Тем не менее, сразу после заключения перемирия в ноябре 1918 г. у шведской армии появился новый шанс, который она уже не упустила. В Германии в 1918 г. наряду с производством танков А7V и разработкой сверхтяжелых "Колоссалей" существовала программа создания легкого танка в рамках которой под руководством инженера Йозефа Фольмера были созданы опытные образцы (LK-I, LK-II) с пушечным и пулеметным вооружением. LK-II (башенный пулеметный) был близок к массовому производству, когда Германия заключила перемирие с союзниками. По условиям Версальского мира немцам запрещалось создавать танки, а имевшиеся у них они должны были или передать союзникам, или уничтожить. Германия так "спешила" выполнить условия, что 10 практически готовых комплектов (только без вооружения) танков LK-II были под видом тракторов спрятаны "до лучших времен". Однако в 1921 г. от них решили избавиться так, чтобы не привлечь внимания союзников - продать их дружественной Швеции как трактора по 18000 крон за штуку.
Танки поставлялись разукомплектованными - шасси, двигатели, бронелисты, башни, сборка была проведена уже в Швеции, там же установили вооружение. Первый танк был собран в Швеции в апреле 1922 г., все 10 были готовы к августу. Осенью 1923 г. на одном из танков в опытном порядке установили 37мм орудие, снятое с недавно приобретенного Renault FT 17. В ноябре 1924 г. они получили шведское наименование м/21 (образца 1921 г.).
В 1924-25 годах проводились опыты по установке на танки радиостанций. 10 танков м/21 стали настоящей "школьной партой" как для шведских военных, так и для шведской промышленности. В 1929 г. все 10 танков прошли модернизацию - установку шведского двигателя Scania Vabis 1554 мощностью 85 л.с. вместо немецкого 56-сильного.

В конце 1928 года начальник Генерального штаба Хаммаршельд представил требования к новому шведскому танку.
- хорошая огневая мощь (танк должен иметь на вооружении два пулемета и пушку).
-хорошая проходимость в шведском местности (не менее 10 км / ч по пересеченной местности и не менее 10 км / ч крейсерская скорость по шоссе).
-бронирование должно защищать от огня из 37-мм пушки.
-общая масса до 12 тонн (для прохождения через мосты).

Свои проекты представили компании Бофорс, Ландсверк и арсенал Могардшаммар. Проекты были по своему интересны и новационны. Так "Mogårdshammarstridsvagnen" был предложен в 6 различных вариантах, включая танки с возможностью движения по железнодорожной колее и танк с 57мм орудием в башне.





К сожалению, смерть автора проектов - инженера Хейгла не дала довести разработки до реализации.

Фирма "Ландсверк" представила вариант, разработанный инженером Меркером, часть деталей была произведена в Германии, окончательная сборка и установка вооружения в Швеции (немцы тщательно соблюдали условия Версальского мира по запрету на производство и проектирование танков, как видно).  Вариант названный L-5 имел возможность движения как на гусеницах, так и на опускаемых колесах для скоростного передвижения по шоссе. Танк был вооружен 37мм орудием и двумя пулеметами, однако бронирование было лишь противопульным.
Сложность и ненадежность конструкции воспрепятствовала принятию этой машины на вооружение, однако она стала основой для создания в 1930 г. колесно-гусеничного танка L-30.  На испытаниях, проведенных в 1931 г., колесно-гусеничный танк L-30 показал хорошие скоростные характеристики: при боевой массе 11500 кг скорость на гусеницах составила 35 км\ч, но на колесах машина разгонялась до 75 км\ч.
В дальнейшем шведские военные отказались от танков с двумя типами движителя, остановив свой выбор на гусеничных машинах фирмы "Ландсверк" первой из которых стал L-10. Танк L-10 имел две тележки с двумя опорными катками. Катки были сдвоенными и оснащались резиновыми бандажами. Каждая из тележек подвешивалась на кронштейне, крепившемся к нижней части борта корпуса, и снабжалась амортизацией в виде “пакета” листовых рессор. Лобовое бронирование (установленное под довольно большим углом) достигало 24мм. Танк имел 37мм пушку фирмы "Бофорс", бронебойный снаряд которой пробивал на расстоянии 300м лист брони толщиной 40-42 мм, а на дистанции 1000 метров - 28 мм, а так же 6,5мм пулемет спаренный с пушкой.
В 1934 г. "Ландсверк" предложил еще 2 новых разработки для армии: L-100 - легкий разведывательный танк с пулеметным вооружением (не пошел в серию)
и L-60, на перспективу замены L-10, этот вариант изначально был ориентирован на экспорт (наибольший объем поставок в Венгрию), шведская армия закупила первые танки этого типа (с 15мм броней и 20мм автоматическим орудием) только в 1937 г.
Вариант с 37мм полуавтоматическим орудием "Бофорс" и двумя пулеметами в башне новой конструкции был принят на вооружение под кодом м/39 в 1939 г. В 1940-41 гг. шведы опасались вторжения немецких войск из Норвегии и старались усилить свои танки путем навешивания дополнительных бронелистовтолщиной 35мм. Такой вариант получил наименование м/40L, а в 1943 г. вышла последняя модификация на базе L-60 - m/40K. Ее отличительной чертой стала гомогенная, а не “слоеная” 50-мм броня лобовой части корпуса.
В 1941 г. фирмой Ландсверк была начата разработка среднего танка на базе модернизированного шасси L-60. Требования заказчика по вооружению менялись - изначально предполагалось установить 57-мм противотанковую пушку, но затем, ориентируясь на данные о современных немецких и советских средних танках, решили установить более мощное 75мм универсальное орудие с длинной ствола в 28 кадлибров. Как дополнительное вооружение танк получил 3 восьмимиллиметровых пулемета - 2 в спарке в башне, один - курсовой. Боевая масса танка составляла 22,5 т, а скорость по дороге достигала 45 км/ч (двигатель 410 л.с. Volvo). В состав экипажа входили четыре человека. Лобовая броня - 60мм. По боевым качествам танк соответствовал лучшим средним танкам 1942 г. До 1945 г. было произведено 282 танка в нескольких модификациях.
На базе танка м/42 в 1942 г. начали разрабатывать противотанковую артиллерийскую установку с 75мм орудием с длинной ствола в 50,5 калибров и с лобовым бронированием в 60мм.
В 1944 г. первый экземпляр САУ, названной Pansarvarnskanonvagn m/43 (Pvkv м/43) поступил в войска. Интересно, что для испытания этого орудия в послевоенной Франции был приобретен поврежденный немецкий тяжелый танк Pz.VIB "Koenig Tiger" - орудие смогло пробить его броню.
Так же фирма "Ландсверк" во время второй мировой войны занималась разработкой зенитных самоходных установок. 40мм ЗСУ Landsverk L-62 "Anti II" была разработана в 1941 г. по заказу Финляндии (всего поставлено 6 экземпляров).
А в 1943 г. была разработана ЗСУ (2х40мм) Luftvarnskanonvagn fm/43 (Lvkv fm/43) по заказу шведской армии.
Помимо собственных разработок (а так же некоторого числа купленных у французов Renault) шведы использовали и чехословацкие танки AH-IV (м/37) и TNH-Sv (практически идентичные LT vz.38) (м/41).
 
Последние производились по лицензии в Швеции и получили шведский двигатель, орудие, а потом и дополнительную накладную броню. На базе танка М/41 в 1943 г. была создана штурмовая САУ поддержки пехоты SAV м/43 - первый вариант был вооружен 75мм орудием, а в серию пошел вариант со 105мм гаубицей (длина ствола 21 калибр).

Источники:
Хейгль. Танки (справочник). М., 1936.
Холявский Л. Г. Полная энциклопедия танков мира: 1915 - 2000 гг. М., 2002.
Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины. М., 2003.

Интернет-ресурсы:
http://www.aviarmor.net
http://www.sphf.se/Axvall/samling.htm
http://www.ointres.se/pansar.htm

О послевоенных шведских разработках - во второй части.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments